Современное искусство
Привет! В этом курсе предлагаем поговорить о разнообразии современного искусства и арт-практиках. Чтобы разобраться в теме, послушайте подкаст или прочитайте текст ниже. Вы также можете обратиться к дополнительным материалам из списка литературы. Интересного занятия!
Современное искусство
Содержание
Несмотря на то, что мы живем буквально в одном времени с современным искусством, нам часто бывает сложно его понимать. Наверняка вы не раз слышали, что «так может сделать и ребенок» или, наоборот, что «это искусство слишком интеллектуально, а значит, предназначено только для избранных».

Почему же современное искусство вызывает такое непонимание и даже отторжение? Дело в том, что contemporary art постоянно бросает нам вызов: находится в поиске новых форм и средств выражения, а еще – критично по отношению к истории искусств, самому себе и всему обществу. Говоря о современном искусстве, мы часто используем термин арт-практика, потому что речь идет не только о методе создания произведений искусства, но и процессе существования художников и кураторов и способе формирования самого поля искусства. Пространство contemporary art гетерогенное и гипертекстуальное, это требует от зрителя не просто пассивно созерцать произведения, но и вовлекаться в интеллектуальный, а иногда и творческий процесс.
Контекст возникновения современного искусства
Современное искусство (contemporary art) возникло в Америке и Европе в 1960-70-е годы. Это было время сильных социальных потрясений и волнений. Представители студенческого, рабочего, феминистского и других движений конца 60-х выступали за равные права и возможности для всех людей независимо от пола, расы или социального происхождения. «Общество всеобщего благосостояния» оказалось на грани кризиса, начался переход к обществу потребления, которое описывается как «распад организованного модерна», — все это привело к новой эпохе «позднего модерна» или постмодерна.

Постмодернизм это направление и состояние культуры второй половины 20-го века, благодаря которому культура стала очень многообразной и не отвергала методы и стили других эпох. Сформировалось уникальное неоднородное пространство без доминирования какого-либо направления или идеи, в котором разрушились дихотомии «мужчина-женщина», «высокое-низкое искусство», «красивое-безобразное», «тело-душа» и так далее. Появилось представление о культуре как системе текстов (в широком смысле), которые живут по своим законам и собственной жизнью. На смену «авторскому смыслу» как оснновному/доминирующему пришли множественные равнозначные интерпретации произведения, которые бесконечно дополняют и расширяют его. Изменились позиции автора и зрителя/читателя, произошло смешение стилей, направлений, методов и смыслов.
Концептуальный переход и эстетический перелом
Концептуализм сформировался в контексте постмодернизма в 1960–80-е гг. Некоторые принципы он взял из авангардных направлений начала 20-го века, например, футуризма и особенно дадаизма. Культурный контекст, в котором возник концептуализм, характеризовался расцветом потребительского общества и массовой культуры — в нем господствовали предметность, широкий выбор и потребление товаров всё то, что было присуще эпохе постмодерна. В сфере искусства доминировал абстрактный экспрессионизм направление, которое отказалось от фигуративного изображения, но до сих пор создавало предметы искусства, отдавая предпочтение маслу и холсту .
Женщина и велосипед, Виллем де Кунинг, 1952
В этот период также стал зарождаться поп-арт направление, которое наоборот вернуло фигуру в искусство и стало использовать поп-персон и предметы массовой культуры для создания произведений, в какой- то степени поддерживая масскультовый бум 60-70-х годов.
Oh, Jeff... I love you… Too…But…, Рой Лихтенштейн, 1964
Как мы видим, тенденции в сфере искусства были очень разнообразными: от абстракции и минимал-арта до предметного искусства и применения знаков массовой культуры.

Концептуализм позаимствовал из авангарда использование цитат и реминисценций (ссылок), а также склонность экспериментировать с прямым воздействием искусства на человека. Для концептуального искусства характерно смещение фокуса с понятие «технэ» (обозначающего творческую работу, которая базируется на умениях и навыках и основывается на правилах и канонах) на идею произведения.

Можно сказать, что первым художником, который стал работать со смыслом произведения и его материальной формой, ставя вопросы о том, что такое произведение и выставочное пространство, был Марсель Дюшан.
Иллюстрации:
1) Фонтан, Марсель Дюшан, 1917. Работа была представлена на выставке Общества независимых художников;
2) L.H.O.O.Q, Марсель Дюшан, 1919. Референс к «Джоконде» Леонардо да Винчи
Работы Марселя Дюшана были заново переосмыслены художниками в 60-е гг. 20-го века, а его образцы «отсутствующих произведений» стали каноническими.

Таким образом, работы Дюшана и дадаизма как направления в целом были приняты концептуалистами в качестве отправных точек. Стоит также добавить, что к возникновению концептуализма привел и минимал-арт. Это направление, которое стремилось минимизировать художественные средства для создания произведений, отрицая материальную эстетику.

Концептуальное искусство отвергает результат и материальность произведения, провозглашая доминирование идеи над материальным выражением. Именно из-за этого описывать произведения концептуального искусства исходя лишь из традиционного искусствознания проблематично.
Один и три стула, Джозеф Кошут, 1965
Функция концептуального искусства заключается не в получении зрителем эстетического наслаждения или впечатления. Оно обращается к разуму зрителя и критика, приглашая их к интеллектуальной дискуссии и процессу интерпретации идеи произведения. Тут не важна выверенность линий и пропорций, прорисовка фигур, штриховка и так далее.

Концептуальное искусство отвергает само понятие художественной техники, так как для него оно второстепенно или вообще не важно. Концептуальное искусство работает со всем предметным миром фото, видео, ксерокопиями, газетами, архивами, документами и другими, а иногда обходится вообще без материальных объектов. Для концептуализма важно, насколько средства, используемые художником, помогают донести его концепцию или позволяют вступить с ним в диалог, но не то, насколько они изящны и красивы. Поэтому мы можем говорить, что концептуальное искусство совершило очередной эстетический перелом, сместив акцент на идею произведения.

Так, в статье «Искусство после философии» (1969) Джозеф Кошут, один из основоположников концептуализма, написал: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства – или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется. …физическая оболочка должна быть разрушена, т.к. искусство – это сила идеи, а не материала».
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Изменение позиций автора и зрителя
Сегодня мы часто можем встретить произведения искусства, в которых роль зрителя или читателя приравнивается к роли автора, а его позиция меняется с пассивной на активную. Примеров подобных работ множество в разных типах искусства — от музыки до кино: в фильмах или спектаклях актеры напрямую обращаются к зрителям, разрушая тем самым «четвертую стену»; драматурги и писатели предлагают читателям собрать из уже написанных глав свою структуру произведения или оставляют «открытый финал», чтобы читатели сами его сформировали; режиссеры и сценографы создают сценографии, в которых зритель является частью спектакля или перформанса; благодаря новым технологиям в цифровых проектах зрители могут влиять на сюжет, выбирая варианты развития событий и так далее.

В каждом из этих случаев зрители и читатели становятся соавторами произведений искусства. В таких работах всегда есть элемент неожиданности, незапланированности и случайности. Об этом писали многие теоретики и практики искусства: Мишель Фуко, Ролан Барт, Умберто Эко, Джон Кейдж, Бертольд Брехт и другие.

В одноименном эссе философ Умберто Эко определил подобные работы как «открытое произведение». Джон Кейдж в своих теоретических размышлениях определил процесс соавторства с элементом случайности как «открытую работу». Это форма творческого эксперимента, где воспроизведение звуков выходит за рамки привычных музыкальных инструментов. Оно построено на использовании случайных элементов (алеаторика) и жизненных феноменов.
Привлечение зрителя как соавтора — крайне распространенная форма создания и существования некоторых произведений contemporary art. При этом акцент смещается с идеи законченного объекта на процесс его создания.
Как конструируется наше восприятие произведений искусства
Когда мы говорим о произведении искусства, важно отметить, что его восприятие не исчерпывается только объективным «видимым», то есть физико-оптическими особенностями. Наше восприятие объекта искусства конструируется также за счет «невидимых» измерений, например, идеологии, научных открытий, экономической жизни или повседневности того или иного периода времени.

Одним из первых тему восприятия произведений искусства проблематизировал немецкий философ Вальтер Беньямин в знаковом для всех исследователей визуальной культуры эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». В этом он рассмотрел, как технические средства влияют на наше восприятие произведений искусства и как трансформируются наши «отношения» с ним.

Известный английский художник, писатель и философ Джон Бёрджер развил идеи Беньямина и в 1972 году выпустил серию действительно революционных телепрограмм под названием «The Ways of Seeing». В них Бёрджер проблематизирует ряд допущений, связанных с традиционным искусствоведческим подходом в изучении истории искусства. В частности, его волнует вопрос «Как мы смотрим на произведения искусства сейчас?».
«Сейчас это вторая половина 20-го века, уточняет автор и продолжает, ведь никто до нас не видел произведения искусства так, как мы видим их сегодня». Вторая половина 20-го века это уже и телевидение, и повсеместное распространение фотоаппаратов, портативных видеокамер, газет и журналов с репродукциями произведений искусства рядом с рекламными заметками. Как и все еще, по словам Бёрджера, «предвзятый взгляд», стремящийся приписать и навязать любому зрительному образу, представленному как произведение искусства, ряд «предвзятых идей» о том, каким должно быть искусство. Речь здесь идет о пресловутых канонах Красоты, Истины, Гения, Формы, Статуса и других.

Ко второй половине 20-го века наши возможности встречаться с произведениями искусства сильно изменились и стали в корне отличаться от условий смотрения и встречи с искусством, например, эпохи Ренессанса.

Восприятие искусства не является спонтанным, как это может показаться, а зависит от «привычек» и условий смотрения. Так, например, традиционная живопись базировалась на принципе прямой перспективы, где глаз человека, созерцающего произведение, становился центром мира, точкой, в которой все собирается. А когда стали доступны инструменты массового технического воспроизводства и «механистический глаз» позволил видеть одно и то же произведение одновременно в тысячи местах, исчез и «центр Вселенной», которую даровала нам прямая перспектива. Картина мировосприятия стала подвижной, она постоянно меняется и теперь конструируется преимущественно «механистическим глазом». И далее, как подчеркивает Бёрджер, изобретение «кинокамеры не просто изменило то, что мы видим, но и то, как мы видим».

Что такое арт-практики
Понятие «арт-практика» появилось в дискурсе искусства в 1960-е годы из социологии по аналогии с «социальной практикой». Социолог Пьер Бурдьё разработал теорию полей, которая является универсальной и для поля искусства. Будучи одним из крупнейших французских социологов современности, Бурдьё был приверженцем междисциплинарного подхода и сочетал в своей работе приемы из области философии, антропологии, истории, лингвистики, политических наук и эстетики.

Базовыми понятиями социологической концепции Пьера Бурдьё являются такие понятия, как «социальное поле», «социальная практика», «агент» и «габитус». Философ рассматривает социальное пространство как поле со своей системой, где агент осуществляет социальную борьбу за культурный, экономический и социальный капитал.

Социальная практика это вид практики, в ходе которой конкретный исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяя тем самым общество, и развивается сам.

Габитус это система, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Это продукт истории, производящий индивидуальные и коллективные практики — опять же саму историю — в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Габитус обусловливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действия, гарантирует «правильность» практик. Габитус и порождает, и классифицирует практики.

Как можно понять из теории полей Бурдьё, практика — это определенные действия, которые часто или регулярно совершает агент в течение своей жизни. Практика может быть коллективной или индивидуальной. Форма и частота практики определяется габитусом (исторически и социально обусловленным контекстом, в котором живет агент).

Согласно теории полей, наподобие социальной практики арт-практика — это способ конструирования поля искусства и общества в целом. Например, арт-практика может быть способом моделирования определенных ситуаций для просмотра. С ее помощью художники трансформируют отношения между зрителем и художником, критикуют арт-институции, актуализируют острые проблемы в обществе и так далее.

Акция Бэнкси «Better Out Than In» в Нью-Йорке в 2013 году.

Работы Бэнкси продавали на улице по цене обычного уличного искусства. Все рисунки художника распродали лишь к 18:00. После закрытия уличного рынка на официальном сайте художника появилась информация о подлинности работ. Таким образом художник критикует политику ценообразования на арт-рынке современного искусства.

Современное искусство критично по отношению к истории искусств и всему обществу, оно находится в постоянном поиске новых форм и средств выражения. Коротко говоря, современное искусство постоянно формирует себя и при этом относится к самому себе критично. Соответственно, при формировании своей социальной арт-структуры, современному искусству необходима рефлексия и выработка новых правил своего же существования и репрезентации. Именно поэтому, говоря о современном искусстве, мы используем термин «арт-практика», так как это не просто метод, а способ формирования самого поля искусства. Для художника арт-практика — это в каком-то смысле осознанная реакция на что-либо, способ существования, понимания и трансформации арт-пространства и себя самого посредством искусства.
Тенденции современного искусства
Рассмотрим основные тенденции современного искусства, которые позволят проследить историю возникновения многих явлений, понятий и процессов в нем.
1
  1. Уход от традиционных искусствоведческих концептов
Технэ и ready-made

Понятие «технэ» мастерство исполнения начинает меняется уже в модернистском проекте искусства, когда художники стали использовать ready-made готовые или найденные объекты. Их применение полностью изменило традиционные представления о мастерстве и искусной сделанности произведения. Несмотря на то, что способ создания произведений искусства в технике ready-made впервые был введен дадаистами, именно начиная с 1960-х годов он стал одним из важных методов contemporary art.
Кабаре Вольтер
Сейчас мы постоянно видим объекты, скульптуры, ассамбляжи, созданные в технике ready-made. Иногда они напрямую отсылают нас к первоначальной среде их нахождения или создания и смыслу, иногда их первичное значение утрачивается и меняется благодаря контексту работы и синтезу с другими методами создания произведения.
Боже храни храни свои зубы, Антонина Слободчикова
Апроприация

Contemporary art «всеядно» и вбирает в себя все эпохи и виды искусства. Апроприации это один из методов создания произведений путем использования и присвоения уже существующих образов, любых визуальных текстов и знаков другого произведения.

В этом случае перед автором не стоит задача создать принципиально новые знаки и образы. Однако при заимствовании они переосмысливаются авторами и, попадая в окружение другого контекста, меняют свое первоначальное значение и получают новые коннотации. Таким образом создается гипертекст, который можно бесконечно расширять и создавать в нем новые взаимосвязи. В этом случае зритель также оказывается в активной позиции, так как для того, чтобы проинтерпретировать произведение с апроприацией и цитированием, необходимо совершить интеллектуальное путешествие в заимствованные образы и знаки.

Клара Цеткин спасает Европу от борща, Максим Осипов
Процессуальность, перформативность vs законченный объект искусства

Наравне с концептуальным и эстетическим поворотами, когда акцент сместился на идею произведения, а не на его мастерскую сделанность), в современном искусстве случился и поворот в сторону перформативности.

Впервые перформативность и процесс стали доминировать еще в кабаре дадаистов, а позже у сюрреалистов, когда на их мероприятиях демонстрировали произведения, читали стихи, музицировали и так далее. Одновременность действий создавала новые условия в плане зрительского восприятия. Зритель, передвигаясь по пространству, как будто бы создавал собственный текст произведения. В таких кабаре основным становилось не законченное произведение как объект, а процесс.

Процессуальность и перформативность плавно перетекли в 20-й век. Хэппенинги и перформансы как формы процессуального искусства активно распространились по всему миру в конце 1950–60-х годов.
Джексон Поллок
Одним из ярчайших движений, которое взяло эстафету у дадаизма и сделало процессуальность и перформативность одним из основных концептов, было движение флюксус в конце 1950-х — начале 60-х годов. Работая над произведением как законченным объектом, автор контролирует весь процесс. В ситуации, когда произведение — это процесс, полный контроль невозможен, так как присутствует элемент случайности. Поэтому смещение фокуса в сторону процесса и перформативности делает контроль и хаос равными опорами для создания произведения. Для contemporary art не всегда важно сотворить нечто законченное, установленное и замороженное.
Произведения в перформативном, процессуальном искусстве ответственны не только за свои эстетические или формалистические свойства, но также являются социальными и политическими объектами с реальным влиянием. Аудитория в этом случае привлекается на уровне прослушивания, просматривания и активного участия в момент становления самого произведения.
1
2. Расширение медиа для создания произведений contemporary art
Для современного искусства характерен непрерывный поиск и расширение новых медиа для создания произведений. Это приводит к возникновению других форм искусства, терминологии и рождению синтетических жанров. Тело, голос художника, тишина пространства, случайные события и звуки в ходе создания произведения, новые технологии, ready-made и многое другое — все это рассматривается как средства для создания произведений искусства.

Для современного мира искусства характерно такое явление как синтез, где происходит слияние методов разных видов искусства и интеллектуальной деятельности человека. При синтезе нескольких видов искусств и использовании новых технических средств и рождаются новые жанры, например, перформанс, видео- или саунд-арт, digital-art и другое.
Sun Tunnels, Нэнси Холт
Синтез происходит не только в сфере культуры и искусств, но и других человеческих активностей, например, науки. В результате появляются такие направления, как science-art, арт-исследования на стыке социологии и арт-практик.
1
3. Изменение понимания экспозиционного пространства

Еще в 1917 году Марсель Дюшан заявлял, что его «Писсуар», как и любой объект, выставленный в галерейном или музейном пространстве, является произведением искусства. Своим действием он задал целый ряд вопросов, одним из которых было то, как пространство определяет восприятие объекта как произведения искусства.

Так как contemporary art стремится расширять и трансформировать любые художественные конвенции, традиции и условности, в его поле зрения попадает вопрос о связи объекта и пространства, среды. Современное искусство стремится уйти от традиционного понимания экспозиционного пространства, когда произведение обязательно должно быть выставлено в предназначенном для этого помещении — галерее, салоне или музее.

Так в contemporary art появляется концепция site-specific как противоположность «белому кубу». Site-specific-произведение предполагает, что при его создании автор учитывает специфику и особенности места его расположения. То есть смысл произведения задается и его расположением в том числе. Так физическое положение объекта становится частью его значения. При переносе в другие места site-specific-произведения теряют свое значение.
Hutka Smachna
Contemporary art буквально начинает выходить за рамки традиционного понимания «экспозиционного пространства» — на улицы города, природные ландшафты, цифровую среду и так далее. Это движение за традиционные границы выставочного пространства родило такие направления, как, например, street-art и land-art. Инклюзивность contemporary art, его стремление к стиранию границ между зрителем и художником, практикой включения зрителя в арт-процесс детерминировано в том числе и его социальной и критической направленностью.
1
4. Расширение критической сферы искусства

Критическая составляющая contemporary art имеет два основных вектора. Первый — это критика традиционного понимания истории искусства и связанных с этим основных понятий и представлений. Можно говорить, что contemporary art создает эту критику своими же практиками и произведениями, которые регулярно ставят под сомнение старые художественные конвенции. Второй вектор — это расширение сферы критического на процессы, происходящие в социуме и самом поле искусства.
Акция Алексея Толстова состояла из нескольких частей. Во время перформативной части на открытии выставки в художественной государственной институции художник высыпал на пол мешок картошки. Картошка является основной агрокультурой Беларуси. Год, когда была реализована акция, был объявлен в Беларуси годом культуры, однако на финансирование и развитие культурного сектора из бюджета выделялось (и выделяется) крайне мало денег. Также в государственных художественных музеях и галереях существовала политика самоцензуры и демонстрация «беззубого, спокойного» искусства. Таким образом, высыпав мешок картошки, Алексей Толстов приравнивает политику государственных художественных институций к агрокультуре.

Вторая часть акции — подача жалобы на Национальный центр современных искусств Беларуси (НЦСИ) после того, как тот отказался ответить на вопросы о перечне произведений искусства, приобретенных для его фонда за последние три года, их стоимости и составе комиссии, осуществлявшей отбор. 14 декабря 2016 года прошел процесс в суде Центрального района Минска, в результате которого в удовлетворении жалобы было отказано. 16 февраля 2017 года рассматривалась кассационная жалоба на решение суда Центрального района Минска, и нарушений прав заявителя суд снова не усмотрел.

В этой точке современное искусство — это реакция на происходящие политические, экономические, культурные и социальные события. Эта критика раскрывается через актуализацию острых и волнующих тем. Тематика выставок и произведений искусства зависит от локальной и/или глобальной значимости проблемы, и спектр их неограничен.

Безусловно, представленный перечень тенденций не является полным и законченным, так как contemporary art находится в постоянном процессе самоопределения и переоткрытия.
ЧТО ПОЧИТАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ