Эпоха модернизма положила начало процессу ухода от традиционных форм создания, изучения и анализа произведений. Эпоха постмодернизма завершила этот этап. Сейчас общество и само современное искусство — это гетерогенное неоднородное пространство.
Искусность (технэ), как ее понимали в эпохи Аристотеля и Вёльфина, ушла вместе с художественной конвенцией, каноном, мимесисом и европоцентризмом. Общество не живет в вертикали божественного, его реальность изучается научными методами. Такие элементы, как произведение, художник и восприятие объединены социальным, политическим, экономическим, культурным, научным и другими контекстами.
Важность контекста при изучении любого культурного продукта впервые артикулировали постструктуралисты. Изучение объекта искусства только как оптического феномена в отрыве от контекста не дает представления о его значении, так как в этом случае мы анализируем только то, как оно выстроено формально, его цветовую и геометрическую композицию, ритм, палитру, живописные приемы и так далее. То есть, говоря языком постструктуралистов, исследуем его как закрытый «текст». Поэтому в дополнение к «тексту» постструктуралисты вносят понятие «контекст». При анализе произведения искусства (текста) важна не только его формальная сторона, а влияние на текст контекста. И наша задача заключается в том, чтобы найти и выявить их взаимосвязи и обусловленность.
Контекст создания и существования произведения всегда широк (биография художника, изначальное или текущее расположение работы, культурно-историческая ситуация его создания) и предполагает разные подходы и теории, потому современный анализ произведения представляет собой междисциплинарный подход и кроме анализа формальных характеристик включает в себя различные критические теории.
Подробно описать и перечислить все подходы, критические теории и их комбинации невозможно. Остановимся на некоторых из них.
Гендерная критика необходима для критического рассмотрения того, как мужчины и женщины репрезентировались в ту или иную эпоху и с какими традициями и социальными процессами это связано. Также гендерную теорию используют, анализируя положение и роль художниц и художников в системе искусства, институциях и так далее.
Институциональная критика включает в себя различные междисциплинарные подходы и направлена на анализ и исследование системы искусства, рабочих взаимоотношений, соотношений и борьбы сегментов на арт-поле и так далее.
Еще одно важное понятие, которое часто можно встретить в постмодернистском дискурсе и дискурсе современного искусства, — это деконструкция. Деконструкция используется и при анализе, и при создании современных произведений искусства. Четкого определения понятия «деконструкция» в работах философов, которые стали впервые о ней говорить (Жака Деррида и Жака Лакана), нет.
Частым заблуждением является приравнивание деконструкции к деструкции, когда происходит разложение на составные элементы какого-либо явления, объекта. Отчасти это так, но раздел на элементы делается с определенной целью — не только для того, чтобы понять структуру явления, объекта, но в большей степени для того, чтобы разрушить бинарные оппозиции его существования.
Зачастую явления, объекты, понятия существуют в определенных отношениях с другими, где одно явление или объект является доминирующим (инвариантом). Например, высокое-низкое, мужское-женское, тело-душа. Эти отношения являются некой устойчивой конвенцией, традицией. Прием деконструкции позволяет поменять местами инвариант и подчиненное понятие. Это дает нам новое понимание и знание о том, как и почему такие отношения были возможны, а также позволяет расширить наше представление о контексте, который детерминировал их.
Наравне с формальным анализом художественного произведения применяется и семиотический. Он рассматривает произведение как систему кодов, которые нам необходимо раскрыть, чтобы понять его смысл. Например, в живописном портрете будут важны цвет одежды, фона, поза, мимика, любые атрибуты, которые будут располагаться в пространстве или в качестве аксессуаров. Семиотический анализ позволяет нам вскрыть коды, с помощью которых выстраивался некий образ или сообщение в произведении.
Обобщая, можно сказать, что существует два искусствоведческих способа говорить об искусстве.