Сегодня способы «доставки» сериалов к зрителям многообразны. Кто-то подписан на стриминговые платформы, кто-то смотрит их онлайн на агрегаторах полупиратского контента, кто-то скачивает торренты с трекеров. DVD с несколькими сезонами сериала — уже устаревшая диковинка, но было в истории и такое. Мы уже немного забыли, что именно традиционное телевещание открыло нам сериалы как вид киноискусства с теми его ключевыми характеристиками, которые мы так любим: длинное повествование, развивающееся на протяжении десятков или даже сотен серий, которые мы можем смотреть дома, а не на большом экране. При этом серии, как правило, выходят циклично, с определенными перерывами, и предполагают, что лучше следить за всей историей от серии к серии. Конечно, просмотр случайной серии или одного сезона может показаться забавным опытом, но даст лишь частичное представление об истории в целом.
На протяжении десятилетий «мыльные оперы» заполняли дневной эфир радиостанций и телеканалов и не претендовали на радикальное расширение аудитории, концептуальные сдвиги в плане сюжетов и авторских подходов. Но в середине 1990-х — начале 2000-х на американских телеканалах стали транслироваться сериалы, ставшие всемирно известными и любимыми: «Скорую помощь» (ER) на канале NBC и «Клан Сопрано» от HBO. Коммерческое телевидение США было ориентировано на изучение рейтингов шоу и целенаправленное создание программ, которые привлекали рекламодателей. Позже, с возникновением каналов с платной подпиской, также возникла зависимость качества контента от прямой поддержки зрителей «долларом». Сериалы, прежде делившие зрительскую любовь с реалити-шоу, ток-шоу и спортивными программами, постепенно вышли на первый план.
Медлительные мыльные оперы, в основе которых была многопоколенная семейная история, сменились динамичными повествованиями с акцентом на общечеловеческих проблемах и ценностях, а также на сюжетных и кинематографических инновациях. Например, «Скорая помощь» ассоциируется именно с невероятным ритмом повествования, лихорадочным монтажом, плотной сетью героев и специальной медицинской лексикой. А «Клан Сопрано», один из самых маститых, принятых как широкой публикой, так и критиками и киноведами сериал, сочетает в себе психологическую напряженность драматического кино, интригующие сюжетные ходы из фильмов о мафии и юмор.
Стремление предоставлять зрителю качественный эксклюзивный контент с претензией на премиум-класс, свойственное первому в истории каналу по подписке HBO, стало своего рода челленджем для современных медиа. Эта высокая планка, заданная еще в 2000-х, до сих пор заставляет соревноваться оригинальные сериалы, выходящие на сервисах по подписке HBO, Netflix, Amazon Prime, Showtime, Hulu и на множестве традиционных кабельных каналов, вплоть до таких маститых, как BBC и FX. Национальные каналы также считают для себя делом чести выпуск качественных сериалов, интегрирующих в повествование культурные коды того или иного общества, обсуждающие его проблемы и показывающие узнаваемые характеры и типажи. Яркий пример — сериал «Мост», где действие происходит в Дании и Швеции, или норвежский сериал «Пришельцы из прошлого», рассказывающий о мигрантах, которые начали прибывать в современную Норвегию из каменного века, времен викингов и 19-го века.
Сериалы стали одновременно имиджевым и мировоззренческим медиумом, возможностью трансляции зрителям той или иной картины современного общества с тем, чтобы вызывать дискуссии, собирать отклики, знаменовать собой особые календарные периоды или даты (как «Шерлок», традиционно выходивший на BBC на Новый год, как своего рода подарок нации). А также оставаться в репутационном «багаже» канала и памяти зрителей в качестве некой вехи, долгоиграющего послания, рассчитанного на повторное обращение к нему как к источнику определенного взгляда на мир и ту или иную проблему, иногда не слишком глубокую, а иногда достаточно серьезную и остросоциальную.