Каждая эпоха выводила на авансцену театрального процесса определенную театральную профессию. Так, ключевой фигурой в театре Древней Греции был драматург. Если перенестись сквозь время и посмотреть на столетия поближе, то, например, в 19-м веке театр был актерским, а в 20-м — режиссерским. Сейчас, как бы странно это ни прозвучало, спектакль создает зритель. Режиссеры, актеры, художники, драматурги предлагают зрителю какой-то вектор движения, предлагают собрать свой собственный спектакль из фрагментов придуманного ими действия, а иногда не просто собрать, а даже создать эти фрагменты.
Например, такой подход лежит в основе партиципаторного театра (термин образован от английского «participation» — участие). Если коротко объяснить суть партиципаторных театральных практик, то их главная особенность заключается в том, что зрителю делегируются полномочия актера и он получает возможность влиять на развитие действия.
Американская историк-искусствовед Клэр Бишоп в своей книге «Искусственный ад: партиципаторное искусство и политика зрительства» подчеркивает, что таким работам часто свойственен приоритет процесса над результатом. Важным оказывается не произведение искусства, которое получилось в итоге, а та коллаборация, те отношения, которые возникли во время работы над проектом, пространство для взаимодействия и диалога.
Спектакль «Remote Петербург», который я цитировала в начале, — яркий пример партиципаторного театра. Строго говоря, название спектакля «Remote Х» — удаленный город Х. У него есть общая схема: действие начинается на кладбище, в спектакле занято пятьдесят человек и т.д. Но для каждого города — Парижа, Абу-Даби, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Милана — Rimini Protokoll в копродукции с местными театральными коллективами выстраивает индивидуальный маршрут, учитывая особенности конкретного места (ландшафт, застройку, городские легенды и прочее). И на каждом новом показе новая группа из пятидесяти человек создает свой спектакль, двигаясь по определенному маршруту. Здесь очень важно отметить, как пространство спектакля позволяет участникам менять свои роли, одновременно быть и актерами, и зрителями. Например, голос предлагает остановиться в людном месте, представить, что оживленная улица — это сцена, и понаблюдать чуть-чуть за действием, которое разворачивается на ней. «Remote Х» проходит в популярных городских локациях — в метро, на аллее парка, на пешеходном переходе; и пространство для движения группы никак визуально не маркировано. Поэтому для прохожих, которые просто идут по своим делам, действия группы людей в наушниках, их странные движения (например, танцевальное па на эскалаторе, потому что он похож на балетный станок), выглядит как перформанс или флешмоб. И эти случайные прохожие тоже становятся частью спектакля, иногда пассивными наблюдателями, иногда активными участниками.