Как писать
для театра
Привет! В этом курсе вы найдете практические советы о том, как написать настоящий драматургический текст для театра. Вы также можете обратиться к дополнительным материалам из списка литературы. Увлекательного занятия!
Как ПИСАТь для театра
Для чего писать пьесу?
1

Вы хотите создать микромир, который будет существовать по вашим законам. Форма пьесы для этого подходит идеально.

2
Вы хотите, чтобы ваш текст звучал не только в голове читателя, но и через другие медиумы. Например, со сцены, через актеров. Современный театр, как и в целом современное искусство, может приобретать разные формы. Ваш текст может быть реализован как перформанс, прочитан с листа, поставлен режиссером, прозвучать в рамках инсталляции – все это уместно. Правда, сначала об этом думать не стоит
Что такое драматургия
Драматургия в переводе с греческого – «сочинение или постановка драматических произведений». Пьеса – это форма, которая существует на грани литературы и театра. Возможно, когда-то вы читали пьесы Антона Чехова или Уильяма Шекспира, и вполне вероятно, они показались вам скучными.

Современная драматургия предоставляет автору свободу. Необязательно вспоминать, как писал Шекспир или Беккет, сейчас пьесы могут быть похожи даже на прозу. Пьесы бывают в стихах, монологичные и диалогичные, трагичные, комичные, абсурдистские, музыкальные – в общем, очень разные. Пьесы Шекспира отличаются от пьес Вуди Аллена, а пьесы Максима Горького от пьес Марины Цветаевой. При этом все они остаются пьесами.

Драматургия – это прямой диалог, обращение к читателю в режиме реального времени через героев. Еще со школы и университета мы знаем про три рода литературы: эпос, лирику и драму. Эпос представляет собой сообщение, лирика – эмоциональное переживание, а драма – апелляцию, или обращение. Если вы хотите, чтобы ваши герои говорили здесь и сейчас, чтобы через них мы узнавали, что происходит, если долгие описания пейзажей, погоды и персонажей вам не подходят, – стоит выбирать именно драму. Здесь вы сможете вести повествование через героев, их действия, реакции, прямую речь и подтексты.

Но дальше стоит спросить себя: хочу ли я, чтобы мой текст когда-нибудь поставили? Если да, то придется учитывать особенности театра: ограниченность сценическим временем (в среднем спектакли длятся один-три часа), количеством актеров (маловероятно, что кто-то поставит пьесу с 12 персонажами), темой и идеей (не всех волнуют, например, климатические изменения). Но надо помнить, что некоторые пьесы могут оставаться в пространстве литературы, быть просто текстом для читателя.

Немного о Древней Греции
Многие знают про Гомера, но не все знают про Эсхила и Аристофана. В Греции в дни Великих Дионисий — праздников, посвященных богу веселья и виноделия Дионису, устраивали драматургические состязания. В это время не работали государственные учреждения, суды, преступников выпускали из тюрьмы и давали им «террикон» специальные деньги на посещение театра. Состязания драматургов проходили на четвертый день праздника: сначала состязались авторы комедий, а следующие три дня авторы трагедий. Драматурги готовили свои пьесы заранее и приносили и архонтам руководителям хора. А те уже решали, давать ли драматургу хор. Изначально сами драматурги являлись и режиссерами, и исполнителями. Победивший драматург получал денежное вознаграждение, венок из плюща и становился авторитетным в греческом полисе.
Современный автор в своем сознании не только писатель он еще режиссер и актер. Ведь он создает мир, который существует по его законам: там есть свои города, квартиры, люди, которые взаимодействуют друг с другом. Это как игра Sims, облеченная в текст.
Идея, или концепт
Пьеса не всегда придумывается последовательно, иногда нужно время, что сложить все части пазла. Попробуйте для начала определить идею, придумать героев и подумать о сюжете.

Определите идею вашей пьесы. Поймите, о чем вам хочется сказать и написать. Возможно, вас волнует проблема глобального потепления, любовные сложности или слишком громкие соседи. Любая тема подходит, главное, чтобы она действительно вас увлекала. Задайте себе вопрос: а что я хочу сказать этим? Может, стоит дружить с соседями, вести экологичный быт или стать менее требовательным к своему партнеру? Это уже идея. Для чего вы пишете текст именно на эту тему, что вы хотите через него донести?
Подсказка: Не стоит делать категоричные выводы за вашего читателя, но нужно понимать, к какому выводу в этом тексте приходите вы. «Все сложно и непонятно» – иногда тоже подходящий вывод.
Придумайте героев. Вы хотите, чтобы это был монолог, разговор на двоих или нескончаемые диалоги разных персонажей? Какие герои вам нужны? Вы хотите написать текст с узнаваемыми персонажами или сделать их более загадочными? Если это текст о любви, кто будет вашими героями? Ловелас и старушка, молодая девушка из бедной семьи и обеспеченный парень или кто-то похожий на вас и ваших соседей-айтишников? Подумайте, как ваши герои мыслят, о чем мечтают, чем занимаются в рабочее и свободное время. Неплохо было бы составить краткую биографию персонажей, чтобы вы сами понимали, какие у них положительные и отрицательные стороны, болевые точки.
Подсказка: Постарайтесь сделать ваших героев нетипичными. Например, герой-ловелас может любить вышивку крестиком или подбирать бездомных котят. Это не только делает персонажей более интересными для читателя, но и помогает вам создать новые повороты в сюжете.
Подумайте о сюжете. Как будет разворачиваться ваша история? Есть ли у вас какой-то событийный ряд, ситуации, которые, по вашему мнению, должны произойти с героями? Если нет, вспомните себя или своих знакомых в разных обстоятельствах. Какие проблемы были у вас с партнером, когда возникали конфликты? Как вы находили пути решения этих проблем? В какой момент вы начали злиться на соседей? Что заставило вас задуматься о климатических изменениях? Наблюдайте за людьми, используйте свой жизненный опыт, придумайте историю, которая может произойти с вашими персонажами.

Важно, чтобы в пьесе были события. События – это то, что влияет на жизнь всех ваших персонажей. Если герой забыл дома перчатку, и его настроение испортилось – это не событие. А если потерянная перчатка каким-то образом изменила реальность всех персонажей – это уже событие. Фабула – это последовательное развитие событий. Именно она помогает вам сориентироваться в том, как вы развиваете сюжет. Поэтому стоит набросать черновик фабулы – тех событий, которые происходят с героями.
Подсказка: Если не получается сразу придумать историю, дайте себе время. Можете оставить каркас из нескольких событий, финал придумывать сразу тоже не обязательно. В процессе работы над текстом сюжет станет понятней.
Учимся конфликтовать
Какая же пьеса без конфликта! В Советском Союзе одно время существовала «бесконфликтная драматургия». Смысл этого течения был в том, что изначально все герои – молодцы. Например, один колхоз собрал меньше картошки, а второй больше, но оба они уложились в норму. Понятно, что такие тексты читать не очень интересно, поэтому даже в советские времена критики писали разгромные статьи о том, что отсутствие конфликта противоречит смыслу драматургии.

Конфликт – это основа пьесы. В «Ромео и Джульетте» Шекспира можно увидеть два основных типа конфликта: внутренний и внешний. Внешний в данном случае – это конфликт между кланами Монтекки и Капулетти, а внутренний – это невозможность каждого из героев любить другого, постоянное внутреннее противоборство. В любой пьесе так или иначе есть эти типы конфликтов, ведь человеческая жизнь проходит как в социуме, так и в нашей голове.

Попытайтесь найти главную конфликтную ситуацию, в которой находятся ваши персонажи зачастую она связана с внутренним конфликтом. Некоторые называют ее парадоксом. Например, у вашего героя невзаимная влюбленность в соседку, но все его действия направлены на карьеру и попытки зарабатывать больше. Парадокс, в котором существует герой, «я не достоин любви, пока не реализуюсь полностью». Это замкнутый круг, в котором пребывает ваш персонаж, и именно он рождает внешний конфликт неразделенной любви, который проявляется в различных ситуациях и событиях.
Подсказка: Самый простой способ выстроить конфликт определить героя и антигероя. Антигерой – это не обязательно злодей или трикстер, это персонаж, который мешает вашему герою иногда неосознанно. Антигероев может быть много.
Ориентируйтесь, что основные конфликты у вашего персонажа могут возникнуть с социумом, другим героем, самим собой и духовной силой (боги, космос, пространство). Конфликтные ситуации – это двигатель сюжета. Помните, что они должны быть связаны с основным парадоксом. Не злоупотребляйте их количеством.
Ремарки, а не Ремарк
Если вы читали Ремарка, то наверняка помните его длинные описания природы, погоды, вещей и состояний. В драматургии подобные описания называются ремарками. Правда, долгое время они носили прикладной характер: ремарка помогала читателю сориентироваться, где происходит действие, как перемещаются персонажи, как они выглядят и так далее.

Сейчас ремарка помогает не только понять, что и где происходит, но и несет дополнительную концептуальную нагрузку. Например, в пьесе «Поле» Павла Пряжко можно прочитать ремарку «Марина стоит и не знает глобально, что ей делать дальше». Согласитесь, это уже не функциональный комментарий, а авторское описание состояния героини.

Современная ремарка влияет на атмосферу происходящего в пьесе, транслирует позицию автора, является полноценным фрагментом текста. В качестве ремарки можно использовать фотографии, аудио- и видеозаписи, гиперссылки – все, что вам кажется подходящим. Ремарка помогает настроить оптику: кто из героев сейчас важнее, через чьи глаза мы смотрим на происходящее, как формируется ход мысли автора или персонажей.
Подсказка: Читателю не нужно знать, какой актер играет героя, куда падает свет, в какой части сцены происходит действие. Вы, конечно, режиссер своего мира, но не режиссер спектакля. Создавайте свою реальность, а не сценарий к спектаклю, тогда это действительно будет литературой.
Танцуем текстом
Когда вы все придумали, надо понять, в какую форму облечь текст. Это и есть композиция. Сколько примерно страниц должно быть в вашей пьесе, хотите ли вы использовать классическое деление на акты и действия или просто пронумеруете части. Возможно, в вашей пьесе и вовсе не нужны части, а возможно, каждый абзац или страница текста будут как-то выделены. Это ваша композиционная свобода.

Подумайте о ритме текста: он формируется через соотношение частей (количество текста в каждой из них), короткие и длинные предложения, аллитерацию и ассонанс (возможно, вы хотите использовать много шипящих звуков, чтобы создать нагнетающую атмосферу), лейтмотивы, паузы, шрифт (его начертание, цвет, масштаб). Форма пьесы – это в том числе и ваш стиль.

Лейтмотив – это то, что повторяется в тексте. Леймотивными могут быть образы, фразы, темы, звуки. Например, у вашего героя неразделенная любовь, а на протяжении всей пьесы мы сталкиваемся с образами воды: от долгого холодного душа до осеннего дождя. Подобный лейтмотив может символически вам помочь: бессознательно возникает ощущение, как будто вместо героя плачет пространство. Лейтмотивы можно использовать и достаточно прямо: например, вашего персонажа может преследовать какая-то мелодия. Почему именно эта – мы должны догадаться в процессе чтения текста.
Подсказка: Помните о том, что у любого текста есть структура, которая помогает нам его воспринимать, но никак не наоборот (только если это не ваш авторский прием, как у Умберто Эко, например). Если композиционное решение усложняет восприятие текста, значит, стоит его пересмотреть.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
  • 1
    Серия очерков о современной драматургии, в которых авторы уделяют большое значения контекстам возникновения пьес, темам и идеям драматургов. Липовецкий и Боймерс исследуют взаимовлияние искусства и общественных процессов.
  • 2
    Очерки американского драматурга, написанные простым языком. Автор дружелюбно и юмористично демонстрирует читателю, как, в его понимании, функционирует драматург и драматургия.
  • 3
    Известная пьеса Чехова, которая в 20-м веке стала экспериментом в области русскоязычной драматургии.
  • 4
    Тексты, которые вы можете знать по авторскому кино. Иван Вырыпаев – один из первых экспериментаторов русскоязычной драматургии 2000-х. Обе пьесы стали в свое время (и остаются до сих пор) новаторскими по идеям, композиции и языку.
  • 5
    Знаменитая пьеса английской драматургини, относящаяся к направлению in-your-face-theatre. Это театр, который «говорит» со зрителями о том, о чем не принято.
Тест
В вопросах может быть только один правильный ответ
Начать
Последовательное развитие событий в пьесе это
Дальше
Проверить
Узнать результат
Идея – это:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой функционал носит данная ремарка «Комната в хрущевке. В центре стоит
поцарапанный круглый стол без скатерти и два стула»?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Тема — это …
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как назывался праздник в Древней Греции, во время которого состязались драматурги?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Постоянно встречающийся образ в тексте – это...
Дальше
Проверить
Узнать результат
Героиня Саша постоянно ругается с соседями из-за шума и часто вызывает полицию. Какой тип конфликта превалирует в этом сюжете?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Героиня Маша выпила вечером кофе, не смогла заснуть и позвонила бывшему. Утром она купила собаку, на которую, как оказалась, аллергия у ее нынешнего парня. Из-за собаки они поругались днем. Что будет являться событием?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Герой Даниил учится на художника, но его работы практически не продаются. Большая часть пьесы состоит из монологов Даниила о смысле искусства. Какой тип конфликта превалирует в этом сюжете?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Героиня Маша работает в IT-сфере, но выгорает. Ее хобби – занятия вокалом – не приносят ей удовольствия. Семья Маши постоянно говорит ей, что «работать надо ради денег». Какой здесь парадокс?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы ответили правильно не на все вопросы, но вы всегда можете вернуться к материалам занятия, чтобы повторить и закрепить пройденную тему.
Спасибо, что уделили время курсу! Надеемся, что это занятие было интересным и полезным для вас!
Пройти еще раз
Вы ответили правильно не на все вопросы, но вы всегда можете вернуться к материалам занятия, чтобы повторить и закрепить пройденную тему.
Спасибо, что уделили время курсу! Надеемся, что это занятие было интересным и полезным для вас!
Пройти еще раз
Вы ответили правильно не на все вопросы, но вы всегда можете вернуться к материалам занятия, чтобы повторить и закрепить пройденную тему.
Спасибо, что уделили время курсу! Надеемся, что это занятие было интересным и полезным для вас!
Пройти еще раз
Вы ответили правильно почти на все вопросы! Спасибо, что уделили время курсу! Надеемся, что это занятие было интересным и полезным для вас!
Пройти еще раз
Поздравляем, вы ответили правильно на все вопросы! Спасибо, что уделили время курсу! Надеемся, что это занятие было интересным и полезным для вас!
Пройти еще раз